Информационная эвристика рггу. Экономических дисциплин информационная эвристика учебнометодический комплекс для. I. Пояснительная записка

ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Гаричева Елена Алексеевна

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭВРИСТИКА

Учебное пособие

Великий Новгород

Информационная эвристика

Учебное пособие

доктор филол. наук, доцент Е.А. Гаричева

Рецензент:

Ужанков А.Н., доктор филологических наук

(Литературный институт имени М. Горького)

Гаричева, Е.А. Информационная эвристика: Учебное пособие / Е.А. Гаричева. Великий Новгород, 2010.

Пособие предлагает взглянуть на проблемы информационного общества и помогает в приобщении к информационной культуре, в написании и оформлении учебных работ. Предназначено для студентов, а также всех интересующихся информационной культурой.

Глава 1. Информация и общество

Глава 2. Информационные ресурсы

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Глава 4. ДОКУМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ КНИГИ). Глава 5. ИСТОРИЯ КНИГИ, РЕФЕРИРОВАНИЯ И АННОТИРОВАНИЯ

Глава 6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Глава 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК

Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ И ОБЩЕСТВО

ЛИТЕРАТУРА:

    Беловицкая, А.А. Общее книговедение / Алиса Александровна Беловицкая. М.: Книга, 1987. – 255 с.

    Копылов, В.А. Информационное право / Владимир Александрович Копылов; Комитет при Президенте РФ по политике информатизации. М.: Юристъ, 1997. – 470 с.

    Моргенштерн, И.Г. Информационный и книжный мир. Библиография / Исаак Григорьевич Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2007. – 440 с.

    Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / Анатолий Ильич Ракитов. М.: Политиздат, 1991. – 286 с.

    Храмцов, П.Б. Лабиринт Internet. Практическое руководство. М.: Электронинформ, 1996. – 256 с.

    Как вы можете объяснить слова президента Американского общества по информатике Д. Пеннимана, утверждавшего, что в США еще нет информационного общества, а наступил век информационного сервиса? (РЖ «Информатика». 1989. № 5. Реф. № 9).

    Что такое информационное общество, информационная культура, информационный образ жизни?

    Какие могут быть подходы к определению информатизации? Какие этапы информатизации можно выделить?

    Что такое информационный кризис, информационные барьеры? Какие есть пути по их преодолению?

    Когда информация становится знанием?

Слово «эвристика» происходит от греческого «heurēka» - нахожу. Согласно древней легенде, именно это слово - «Эврика!» («Нашел!») произнес знаменитый древнегреческий математик и механик Архимед (287-212 до н. э.) при открытии им ныне известного каждому школьнику основного закона гидростатики. От этого слова и было образовано название сформировавшейся еще в античной философии науки об «искусстве нахождения истины» - эвристики.

Слово «информация» известно в русском языке со времен Петра Первого, а его синонимы «сведения», «вести» употреблялись раньше. Термин «информация» происходит от лат «informatio», что означает «сведения», «разъяснение, «изложение». В словаре под редакцией С.И. Ожегова под информацией понимаются «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах». С середины XX века информация превращается в общенаучное понятие, связанное с кибернетикой. В кибернетике под информацией понимают ту часть знания, которая используется для ориентирования, активного действия, управления в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Далеко не вся информация становится знанием человека. Возьмем, например, данные , которые являются результатом языковой фиксации единичного наблюдения, эксперимента, факта или ситуации. Для того, чтобы данные, содержащие объективную информацию, стали знанием , они должны включиться в систему тройственных отношений – семантических (смысловых), синтаксических и прагматических, т.е. они должны иметь смысл, включаться в отношения конструктивности, ведущие к образованию новых смыслов и служить основанием для практической деятельности человека. Знания – информация, прошедшая ряд преобразований и выраженная, зафиксированная и функционирующая в особых символических знаковых системах – языках.

Понятие «информационное общество » впервые прозвучало в 1966 году. Его концепцию разработал японский социолог Масуда в 1945 году. Он предположил, что единые информационные сети и банки данных позволят развиваться человечеству в едином направлении, что обеспечит прогресс цивилизации в целом. С тех пор оно приобрело всеобщую известность. Сегодня многие ученые считают, что XXI век – это время информационного общества, потому что от качества используемой информации, ее полноты и точности будет зависеть как общее благополучие людей, так и благополучие отдельного человека.

Американский социолог Элвин Тофлер в 1980 году высказал мысль, что человеческое общество проходит через три волны технологической революции – аграрной, индустриальной и постиндустриальной. В результате возникают аграрно-ремесленная и индустриальная, урбанистическая цивилизации. Последней, происходящей на наших глазах, является информационно-компьютерная революция, которая должна привести к созданию информационного общества. В этом обществе информация считается особо ценным ресурсом и продуктом, поскольку она обеспечивает жизненно и исторически важные направления деятельности человека.

Основные особенности информационного общества (Моргенштерн):

    Более половины работников заняты умственным трудом.

    На смену хаотичному отношению к информации приходит информационная культура.

    Благодаря информационным технологиям и экономическим ресурсам общество обеспечивает всех сограждан информацией везде и в любое время.

    Государством законодательно закреплена и реализуется свобода слова и печати, производства и распространения информации.

    В общественном сознании преобладают общечеловеческие ценности.

Таким образом, информационным является общество , уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информацией, ее свободой, доступностью и конструктивностью. Информационная культура предполагает не только наличие у личности информационных потребностей и стремления их реализовывать, но и приращение положительной информации, способствующей совершенствованию людей и улучшению отношений между ними, развитию науки, техники и культуры.

В XX веке результатами массового обмана и самообмана в Германии, Италии, СССР стала гибель десятков миллионов людей, тысяч памятников культуры, духовное разрушение и опустошение личностей. Известно высказывание Карла Маркса, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Герои немецкой писательницы Анны Зегерс «Мертвые остаются молодыми» (1949), пережив кошмар фашизма, признаются: «Мы отлично знали, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Но мы никак не предвидели, что этот чудовищный обман может стать силой». В романе русского писателя Марка Алданова «Истоки» (1950) Достоевский предрекает «великое упрощение» и говорит о том, что революционеры, решаясь на террор, не знают, чем он может стать для человека: «Да, думаю о революции, о революционерах. Как они на такое дело решаются? Ведь чтоб убить человека, надо слишком хорошо его знать, надо все о нем знать, а? А тогда, может, и не убьешь?»

Необходимо использовать информационные каналы для распространения идей добра и милосердия. Личность, несущая настоящую информационную культуру, никогда не будет пользоваться информацией в разрушительных целях, она способна сопротивляться разрушительной информации. В ее сознании должна быть сложившаяся иерархия ценностей, которая позволит личности свои интересы согласовать с общими, поможет ей осуществлять правильный нравственный выбор. Информационный образ жизни, информационное сознание предполагает соблюдение культуры создания, обмена и потребления информации.

Термин «информатизация» был впервые употреблен американскими учеными в 1978 году. В русский язык его ввел А.И. Ракитов. Он предложил следующее определение этого понятия: «Информатизация общества – это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений в культуре, духовной жизни, быту». Очевидно, что для А.И. Ракитова определяющим критерием информатизации является использование информационных технологий в целях улучшения жизни людей.

В.А. Копылов предлагает другое определение: «Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан». Для этого ученого главным является удовлетворение потребностей граждан и правовой аспект. И.Г.Моргенштерн объединяет эти два подхода: «Информатизация обозначает многосторонний процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе информационных ресурсов, главным образом современной электронной техники и средств связи».

Идеи информационного общества обретают международное признание. 22 июня 2000 года на японском острове Окинава главы восьми ведущих стран мира подписали Хартию глобального информационного общества. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) реализует международную программу «Информация для всех».

К предыстории информационного общества относится возникновение письменности. В работе «Несколько мыслей о типологии культур» Ю.М.Лотман предлагает классифицировать культуру на письменную и бесписьменную. Бесписьменная культура, по его мнению, обладает рядом преимуществ (например, твердой коллективной памятью), но возникновение письменной культуры связано с нестабильностью, динамизмом жизни и взаимодействием с другими культурами. Изобретение книгопечатания в 1445 году Иоганном Гуттенбергом позволило распространять знание во многих экземплярах документов, не искаженными ошибками переводчиков. Тогда население планеты достигло 450 млн человек. К середине XIX века, когда на земле проживало 1,2 млрд человек, широко применяется электрический телеграф, позволяющий мгновенно передавать важнейшие новости. В 1895 и 1898 гг., когда население Земли достигло 1,6 млрд человек, были изобретены радио и кино. Следующее революционное изобретение – телевидение – входит широко в быт с 50-х гг. XX века, когда на планете проживали 2,5 млрд человек. С 1980-х годов, когда на нашей планете было 4,5 млрд человек, распространяются электронные средства передачи информации, происходит массовый выпуск персональных компьютеров.

Первые ЭВМ были созданы в 30-е годы XX века независимо друг от друга американским физиком Д. Атанасовым и немецким инженером К.Цузе. В 1951 году появилась первая коммерческая вычислительная машина. В Советском Союзе создание компьютеров первого поколения началось по инициативе Лебедева в 1947 году и закончилось построением первой ЭВМ в середине 50-х годов. Информационная сеть Internet начала формироваться в начале 60-х годов в США, а в 1989 году стало осуществляться администрирование и техническое координирование сети в рамках Европы.

Общий объем информации растет столь быстро, что его уподобляют взрыву. В 1956 году Д. Прайсом была предложена модель ускоренного роста информационного потока с удвоением числа публикаций каждые 10-15 лет. Однако к началу 60-х годов Д. Прайс пришел к выводу, что информационный поток не может возрастать до бесконечности, поскольку есть факторы, ограничивающие его рост: завершение исследований, изменение общественных интересов, которые приводят к уменьшению финансирования.

Информационный взрыв приводит к информационному кризису , который характеризуется быстрым ростом научных публикаций, увеличением доли рабочего времени, которое затрачивается на поиск информации, дифференциацией науки (разделение на отдельные дисциплины) и возникновением информационных барьеров. Если в 1900 году выходило менее 10 тыс. научно-технических журналов, то в 1970-е годы – уже 35 тыс. Если в 1910 году по химии было опубликовано 13 тыс. журнальных статей и книг, то в 1975 году – 413 тысяч.

Информационные барьеры предполагают ограничение на доступ к информации по определенным причинам – идеологическим, финансово-экономическим, социальным, технологическим, правовым, языковым.

Информационное пространство особенно усиленно контролировалось в тоталитарных государствах. Так, в Германии во время Третьего рейха в 1930 году было уничтожено от 25 до 75 млн книг. В СССР в 1970-е годы были запрещены, изъяты из библиотек книги В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича») и др.

Если в 1909 году достаточно было знать французский, немецкий и английский языки для того, чтобы читать 92 % всей мировой литературе по химии, то сейчас на этих языках выходит уже около 50 % всей химической литературы.

Некоторые ученые, например, физик Э. Ферми, предпочитают не тратить время на поиск информации, а сами выводят формулы. Но это доступно далеко не всем. Чтобы преодолеть информационный кризис и информационные барьеры, ЮНЕСКО в программе «Информация для всех» определяет следующие задачи:

Содействовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем;

Обеспечить сохранение, приумножение и распространение знаний путем сохранения и охраны зафиксированного знания человечества, сотрудничества народов в сфере обмена печатными изданиями и др. информационными материалами;

Уменьшить различия между информационно богатыми и бедными для создания информационного общества для всех;

Поддерживать многоязычие и разнообразие культур в киберпространстве, всеобщий доступ к информационным и коммуникационным технологиям, в том числе к Интернету.

Информатизация общества предполагает и развитие информационной культуры личности. Информационный образ жизни человека может быть различным. Нельзя назвать здоровым такой образ жизни, при котором человек полностью погружается в информационный мир и отказывается от других проблем и радостей жизни, от живого общения с друзьями и родными. Такая опасность существует у многих любителей часами бродить по сетям Интернета.

Информационные позиции трех типов личности:

Какая из этих позиций может привести к развитию личности? Что препятствует развитию личности в других случаях?

Когда Василий Шукшин поступал на режиссерский факультет ВГИК, Михаил Ромм, который принимал у него экзамен, узнал, что он мало читал. Тогда режиссер-преподаватель поставил условие перед будущим студентом: если Шукшин хочет стать режиссером, он должен прочитать самые известные произведения классической литературы. И Василий Макарович Шукшин это условие выполнил.

Самоанализ личности может быть направлен на ее совершенствование, если личность, выяснив свои слабости и пробелы, ищет информацию для принятия решений и действий. Но самоанализ может выродиться в самолюбование или самобичевание. В этом случае современные Обломовы отказываются от деятельности и начинают жаловаться на «информационные перегрузки».

Высокая степень информационного образа жизни состоит в сочетании объективности с критическим отношением к получаемой информации. Информационные процессы образуют основу духовного саморазвития личности, которое происходит в ходе деятельности, учебной и профессиональной, и предопределяет направление, темп роста знаний и умений, формирования мастерства в любой области деятельности. Основу информационного образа жизни образует система знаний и ценностей. Жажда истины и новизны, полет фантазии и творчество позволят личности не стать пассивным потребителем информации, не перекладывать всю ответственность на компьютерные программы, а двигаться вперед в своем развитии и способствовать развитию общества.

Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

    Что обозначает термин «ресурсы»? Какие бывают ресурсы?

    Что такое информационные ресурсы?

    Каким особым свойством обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими?

    Какие выделяют виды информационных ресурсов?

    Почему информационные ресурсы относят к числу стратегических?

    Что относится к числу информационных услуг? Придумайте новый вид информационных услуг.

    Что такое информационный рынок? Каким образом он может развиваться?

ЛИТЕРАТУРА:

    Веревченко А.П. и др. Информационные ресурсы для принятия решений. / А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова. М.: Деловая книга; Екатеринбург: Академический проект, 2002. – 558 с.

    Романенко В.Н., Никитина Г.В. Сетевой информационный поиск: Практ. пособие / В.Н. Романенко, Г.В. Никитина; Российская академия естественных наук. Северо-западное отделение образования и развития науки. СПб.: Профессия, 2005. – 299 с.

    Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.

    Управление Интернетом. Проблемы, субъекты, преграды / Йован Курбалия, Эдуардо Гелбстайн. М.: Центр Интрнет-политики Московского гос. ин-та международных отношений (Университета) МИД России, 2005.

Ресурсы - это элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) гласит: Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Вместе с тем, данное определение сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. При более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы – это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве для решения определенных задач.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы , аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Уникальным информационным ресурсом является память специалиста.

Персонал – класс информационных ресурсов, включающих специалистов, владеющих комплексом специальных теоретических и практических навыков, приобретенных в результате профессиональной подготовки и опыта. Без персонала информация, содержащаяся на остальных видах носителей, превращается в «ничто». В свое время А.Н. Туполев, отвечая на замечание о недостаточности научных публикаций в институте самолетостроения, объяснял это нехваткой времени и замечал: «Если возьмете каждого из сотрудников, вы увидите, сколько человек у каждого из них учатся. Создается школа, которая имеет очень большое значение…»

Наиболее квалифицированный и обладающий присущим только ему информационным ресурсом персонал постепенно выделяется в группы экспертов и консультантов , привлекаемых для решения наиболее сложных задач. Система ИНФОТЕРРА в определение источника информации включает отдельного специалиста, который может представить информацию в конкретной проблемной области, при этом из 10 000 источников, включенных в систему, (на 1983 год) около 45 % оказывают помощь через услуги экспертов и рекомендации.

Согласно данным ЮНЕСКО, для оптимального развития условий научно-технической революции в каждой стране на миллион жителей должна приходиться одна тысяча ученых.

Усложнение и рост общественного производства в условиях научно-технической революции ведет к дефициту высококвалифицированного персонала. До 1990 года в СССР проблемы «утечки мозгов» почти не было. Но уже в 1989 году из СССР выехало свыше 70 тысяч научных работников. На начало 1992 года в России осталось около 316 тысяч научных работников высшей квалификации, что составило около 10 % от их общей численности на 1989 год. Около 60-70 % выпускников вузов, не получив гарантированного распределения, входит в «режим утраты профессии». С 1992 по 1997 год число исследователей, занятых научной работой, снизилось в два раза. Если эта тенденция не изменится, то через 10-15 лет готовить специалистов будет некому.

Кроме персонала, существует несколько видов информационных ресурсов. В основу классификации можно положить:

    отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);

    форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.). Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов представлен на рисунке 1.

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Национальными библиотеками России являются Российская Национальная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) и Российская государственная библиотека имени В.И. Ленина (Москва). В РНБ хранится древнейшая русская книга середины 11 века «Остромирово Евангелие». В Новгороде крупнейшей библиотекой является Новгородская областная универсальная научная библиотека (Кремль, 4), действует библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» (ул. Мира, 1), работает библиотека Новгородского государственный объединенного музея-заповедника (Кремль, 11). В новгородском музее хранятся уникальные книги: первая русская книга Псалтырь начала 11 века, Минея служебная 11 века и многие другие.

В библиотеках доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу. Электронными виртуальными библиотеками, в которых можно прочитать художественную и научную литературу бесплатно, являются библиотека Максима Мошкова, библиотека Гумер и др.

Архивы скрывают многовековые материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать. В Новгороде действует Государственный архив Новгородской области (ул. Духовская, 31) и Государственный архив новейшей истории Новгородской области (ул. Десятинная, д.6). Несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны, архив был значительно поврежден и частично уничтожен, в нем сохраняются уникальные документы. Так, В ГАНО хранятся «Дело об отставном подпоручике Ф.М. Достоевском», метрическая книга Дегтярёвской церкви с записью о рождении и крещении С.В. Рахманинова.

Документ

МОСКВА, наб. Лефортовская, д. 9, кв. 55. Гаричева Елена Алексеевна Русский язык и культура речи К.фил... Николаевна  Культурология  История отечественной культуры  Информационная эвристика История отечественной культуры К. искусст. Д.т. 77 ...


Status quo Студент: Интернет полезен. В Сети много публикаций! У меня есть, я – сетевой Гуру. Зачем нужно ещё что-то знать? Преподаватель: Интернет полезен. Публикация публикации рознь! Нет, Гуру- это я. Чтобы быть профи, нужно знать методы профессионального поиска, надо знать, где, что и как искать!




Теория информационного поиска Прикладные принципы теории информации (кумулятивность, старение научной информации). Закономерности (Ципф, Брэдфорд, Парето). Этапы информационный поиска: уточнение информационной потребности и формулировка запроса; определение совокупности держателей информации; извлечение информации; анализ полученной информацией и оценка результатов поиска.


Стратегия информационного поиска Формулировка задачи поиска. Определение путей её решения: поиск «снизу» (от документа), поиск «сверху» (от проблемы), сужение поиска, расширение поиска, лексический анализ (ключевые слова). Определение необходимого качество решения: степень полноты (от факта до обзора), степень точности (от китайца до Китая), степень достоверности (от Кубка Яndex до исследования). Возможности и способы проверки достоверности полученных результатов.


Фактографический поиск Поисковые каталоги: принципы формирования и правила сложного поиска. Поисковые системы: принципы действия и правила расширенного поиска. ИП-языки. Метапоисковые системы: принципы работы с результатами выдачи. Поиск в электронных энциклопедиях, справочниках и словарях. Поиск в «скрытом» Web.


Фактографический поиск: системы DMOZ.org, Yahoo!, Lii.org Яndex, Google; Rambler, Aport, Ask, MSN Vivísimo, Nigma. Рубрикон, Кругосвет, Britannica, Wikipedia BrightPlanet, Turbo10, Internet Archive, LexisNexis, CIR.ru Copernic, Search!, ДискоИскатель. Personal.novoteka.ru




Документальный поиск Тематические историко-документальный электронные коллекции. Поиск опубликованных документов (и их частей), архивных коллекций и описей фондов. META-данные: принципы описания исторической информации и возможности поиска. Правила описания электронных документов (APA, MLA, ГОСТ) и принципы ретроконверсии исторических источников Электронные научные журналы и поиск в архивах научных журнальных статей («МИЖ», «Мир истории», «Два века»; Auditorium.ru, Jstor.org и Project MUSE). Принципы критической оценки достоверности, полноты, представительности электронных документов.




Домашние задания Нарисовать различия между Интернет и Web. Сравнить возможности поиска в найденном, поиска с булевскими и специальными поисковыми операторами в Яndex и Google. Пройти Яndex.Зачёт. Зарегистрировать сайт в DMOZ.org Написать статью в ru.Wikipedia.org Оформить сноски в стилях APA, MLA, ГОСТ. Сравнить поисковые возможности систем Google Books и Google Scolar.


Новое понимание эрудиции Web меняет понимание эрудиции, она становится не знанием фактов, а знанием о связях фактов: Контекстуализация, Ассоциации, Классификации, Кластеризации. Эрудит сегодня тот, кто знает, (а) как найти информацию и (б) как превратить информацию в знание.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

Заказать написание уникльной работы

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Филиал в г. Электростали

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭВРИСТИКА

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учебно-методический комплекс

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для специальности 080105 - Финансы и кредит

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Электросталь 2009

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭВРИСТИКА

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рабочая программа

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Составитель: ст. преподаватель Р.Б. Казаков.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, РГГУ, 2004.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Программа курса адаптирована преподавателем Е.А Трофимовой.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г. Электросталь 10.09.2009 протокол № 3.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">© Филиал РГГУ в г. Электростали, 2009


I . Пояснительная записка

Курс «Информационная эвристика» представляет взаимосвязанный комплекс знаний и необходимых практических навыков по выявлению, отбору и использованию информации в сфере социальных и гуманитарных наук. Этот курс вызван к жизни современной стратегией высшего образования, которая складывается в условиях, когда актуальными становятся строгие исследовательские методологии, способные привести к получению гуманитарного знания, систематизированного, проверенного и градуированного по степени точности. Настоящая социокультурная ситуация характеризуется необходимостью освоения всего многообразия социокультурной информации – от традиционных форм источников и литературы до свободного обмена информацией, полученной при помощи ресурсов удаленного доступа.

Предмет курса – особенности складывания и функционирования информации как социокультурного феномена, закономерности формирования системы источников информации в области социальных и гуманитарных наук, особенности выявления и использования информации в ходе научного исследования.

Цель курса:

  • освоить методы поиска, отбора и использования информации в области социальных и гуманитарных наук.

Задачи курса:

  • сформировать целостное понимание закономерностей и особенностей информационных процессов в современном обществе, позволяющих ориентироваться в информационном пространстве при решении конкретных учебных и научно-исследовательских задач;
  • сформировать представления об эффективных стратегиях поиска информации в доступной студенту системе источников информации;
  • выработать умения анализа и оценки информации о документе, исходя из возможностей оперирования сведениями о документе;
  • обучить приемам работы с источниками библиографической информации, их исторически сложившимися комплексами, обладающими особенностями происхождения и фиксации сведений в них.

Курс «Информационная эвристика» входит в систему учебных курсов РГГУ, сформированную в условиях, когда научное сообщество вновь ставит и пытается решать вопрос о том, возможно ли выстроить основания единства наук о природе, наук о жизни и наук о человеке, выработать метод получения новой, надежной, адекватной реальности информации, которая может быть извлечена в силу системных структурно-функциональных зависимостей, проявляющих себя в свойствах объектов культуры. В этом смысле курс «Информационная эвристика» формулирует подход к корпусу источников информации в области социальных и гуманитарных наук как к корпусу произведений культуры, сложившихся в науке как специфической сфере деятельности человека, направленной на получение нового научного знания, и обеспечивает эвристические возможности потребления и анализа уже полученного человеком научного знания.

Курс складывается из нескольких разделов. Раздел «Информация как историко-культурный феномен» посвящен изучению особенностей информации как феномена культуры, исторических этапов функционирования информации в обществе, проблем изучения информации как феномена. Раздел «Универсум информации» посвящен изучению основных характеристик современных процессов в сфере информации, доступных студенту информационных ресурсов и особенностей современной организации информационного пространства. Раздел «Библиографическая константа универсума информации» раскрывает свойства специфической области информационного пространства, создающей сведения о документе, т.е. библиографической информации, ее основные понятия и особенности организации и функционирования. Раздел «Стратегии информационного поиска» характеризует основные возможные пути получения информации для проведения научных исследований в условиях современного информационного пространства. Наконец, раздел «Студент в информационном пространстве» призван дать представление о новой познавательной ситуации, в которой оказывается студент, только что начинающий обучение в университете.

Курс включает лекции, посвященные основным теоретическим разделам данной области знания, практические занятия, направленные на формирование эвристических методов в сфере социального и гуманитарного знания. В качестве форм промежуточного контроля знаний могут применяться блиц-контрольные, практические занятия завершаются выполнением итоговой контрольной работы. Итоговая аттестация состоит из практических заданий по выявлению и оценке библиографической информации, а также ответов на вопросы по ключевым теоретическим проблемам курса и зачета.

Настоящий курс разрабатывался в РГГУ, начиная с середины 1990-х гг. В создании рабочих вариантов программы принимали участие А.О. Астапович, В.И. Гульчинский, Р.Б. Казаков, Н.В. Максимов, Л.Н. Простоволосова (Проект “Студент в мире информации” / Сост.: Гульчинский В.И., Астапович А.О., Казаков Р.Б., Максимов Н.В., Простоволосова Л.Н.; Рос. гос. гуманит. ун-т. Науч. б-ка, Отд. по координации науч. исслед., Каф. источниковед. и вспом. ист. дисциплин. М., 1998. 34 с.). Составители учли в данной программе и опыт разработчиков курса, и многолетний опыт преподавания аналогичных курсов («Историческая библиография», «Историческая эвристика», «Технология исторических исследований») кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ.

В 1957/58 уч.г. в Историко-архивном институте В.А. Дунаевским впервые был прочитан курс исторической библиографии, как обязательный он появился в планах института в 1965/66 уч. г. Его разрабатывал и первым читал профессор кафедры вспомогательных исторических дисциплин Е.А. Луцкий. Однако необходимость для студентов знать основы библиографической науки, владеть навыками библиографической эвристики и уметь пользоваться системой библиографических пособий по социальным и гуманитарным наукам осознавалась еще в годы становления МГИАИ. Еще в 1942 г. было признано целесообразным ведение практических занятий по исторической библиографии на первом курсе. За более чем тридцать лет преподавания курса кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин выпущены программы курса, несколько учебных и методических пособий (См.: Простоволосова Л.Н. Историческая библиография в Историко-архивном институте // Вспомогательные исторические дисциплины: Высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации: Тез. докл. и сообщений науч. конф. М., 1994. С. 174-175; Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института: Сб. / Сост.: Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева; Отв. ред. В.А. Муравьев; Рос. гос. гуманит. ун-т. Ист.-архив. ин-т. Каф. источниковед. и вспомогат. ист. дисциплин. М., 2001. 227 с.).

На старших курсах данный вводный курс продолжается более углубленными курсами с учетом специфики факультета и специальности. Для исторических специальностей – это разработанный кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин курс «Историческая библиография».


  1. Тематическое содержание курса

Введение

Цель, задачи и содержание курса. Его место в системе многоуровневого университетского образования. Информационные науки и эвристика.

Структура курса. Основные формы учебной работы. Источники и литература по курсу.

1. Информация как историко-культурный феномен

1.1. Основные понятия

Информация: этимология, многообразие современных толкований и определений. Информация и сообщение. Информация и данные. Информация и язык. Информация и текст. Информация и знания. Информационное пространство. Информационная среда.

Информационные взаимодействия в природе и обществе: элементарная, биологическая и социальная информация. Коммуникация.

Социальная информация в многообразии бытования. Социальное назначение: информация личная, специальная, массовая. Способ отражения человеческим сознанием: информация логическая и эстетическая. Физиологические особенности восприятия человеком: информация визуальная, аудиальная, тактильная и др. Информационные барьеры: знаково-языковый, тезаурусный, контрсуггестивный, ситуативный и др.

Научная информация как базовая составляющая социальной информации в деятельности специалиста. Понятие, свойства, структура, особенности восприятия и оценки научной информации.

Информатизация. Информационные технологии. Информационный подход.

1.2. Этапы информатизации общества.

Возможности фиксированной передачи знаний. Письменность. Книгопечатание.

Телеграф, телефон, радио. Принципиальные изменения в передаче и накоплении информации.

Изобретение микропроцессорной технологии и появление компьютера. Электронные средства создания программно-управляемых устройств. Информационная индустрия.

Информация в современном обществе. Информационное общество.

1.3. Исследования феномена информации

Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Математическое моделирование процесса передачи информации. Схема К. Шеннона. Возникновение информатики. Теория информации.

Социокультурные аспекты информационных концепций общества.

Информационная политика. Информационные кризисы, войны, агрессии, блокады. Пути выхода из кризисных ситуаций.

2. Универсум информации

2.1. Информационные процессы

Производство и распространение информации. Знаковая природа информации: знак, код, язык. Способ распространения информации: опубликованная, неопубликованная, непубликуемая. Степень переработки информации: первичная и вторичная.

Сферы получения и использования информации. Коммуникационные каналы: печать, радио- и телеэфир, почтовая, электрическая и сетевая связь. Локальное экспонирование: выставки, дни информации. Размещение информации в Интернете и других электронных сетях.

Аналитико-синтетическая обработка информации.

Хранение и использование документов. Учет, систематизация и обеспечение сохранности документов. Организация доступа к документам.

2.2. Информационные ресурсы

Документ. Документированная информация как система. Информационная и материальная основа документа. Структура документа. Типология документов. Отдельные типы и виды документов. Социокультурная значимость документа. Артефактные документы.

Документ как материальный носитель с закрепленной на нем информацией. Документ и издание: соотношение понятий. Издания: основные виды.

Книга как историко-культурный феномен. Книга как материальный объект. Структура книги; основные элементы внешней и внутренней структуры книги.

Образование документных комплексов и информационных массивов.

Автоматизированные информационные ресурсы. Электронные ресурсы. Локальные электронные ресурсы. Сетевые электронные ресурсы. Мультимедийные электронные ресурсы. Электронные библиотеки .

Информационные и информационно-поисковые системы: документные фонды, базы и банки данных.

Научно-справочный аппарат к информационным и информационно-поисковым системам. Информационно-поисковые языки (системы классификации, словари предметных рубрик, тезаурусы).

Интернет-поисковые системы. Метапоисковые системы.

2.3. Современное информационное пространство и его институты

Информационные учреждения. Информационные агентства. Пресс-службы. Средства массовой информации. Архивы. Библиотеки. Музеи. Информационные центры.

Системы информационных учреждений России и зарубежных стран.

3. Библиографическая константа универсума информации

3.1. Основные понятия

Библиография, библиографическая деятельность, библиографическая информация, библиографическое описание, библиографоведение. Библиография как общественное явление. История библиографии. Современные теоретические представления о библиографии. Библиография как информационная инфраструктура. Виды библиографии.

3.2. Библиографическая информация и формы ее существования

Библиографическая информация: сообщение, запись, пособие, база данных. Библиографическая продукция.

Типы библиографических пособий: список, указатель, обзор.

Виды библиографических пособий и возможности многоаспектной классификации.

Государственная система научно-технической информации Российской Федерации, ее цели, задачи, структура. Органы ГСНТИ, осуществляющие централизованную обработку мирового потока документов: научно-производственное объединение «Российская книжная палата», Всероссийский институт научной и технической информации, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Государственная публичная научно-техническая библиотека России и др. Отраслевые институты, центры и отделы НТИ. Региональные центры НТИ.

Главные центры библиографической информации. Библиографические научные центры в России.

Система ресурсов библиографической информации. Государственные библиографические указатели. Информация о книгах и брошюрах. Информация о периодических и продолжающихся изданиях. Информация о картах, изданиях, нотах. Информация о CD-ROM-ах. Информация о депонированных рукописях. Научно-вспомогательные, рекомендательные, книготорговые, краеведческие и другие библиографические пособия. Биобиблиографические пособия. Указатели библиографических пособий.

3.3. Справочно-библиографический аппарат библиотеки как система традиционных и электронных пособий

Фонд справочных и библиографических изданий. Библиотечные каталоги и компьютерные справочные системы. Картотеки. Базы данных. Библиографические пособия на электронных носителях. Фонд неопубликованных библиографических пособий.

3.4. Библиографические ресурсы Интернета

Web-сайты организаций и учреждений, издательств, книжных магазинов и пр. Частные Web-сайты. Способы размещения библиографической информации на них и особенности ее использования.

Электронные библиографические пособия.

4. Стратегии информационного поиска

4.1. Введение в информационный поиск

Информационный поиск: опыт определения понятия, цели и границы. Логическое, эмпирическое и эвристическое в поиске. Критерии оценки поиска.

4.2. Виды информационного поиска

Виды информационного поиска. Поиск библиографический, документальный и фактографический.

4.3. Этапы информационного поиска

Формулирование задачи. Разработка рабочей программы. Выбор оптимального пути. Реализация поиска. Оформление результатов. Анализ типовых ошибок при осуществлении информационного поиска.

4.4. Особенности автоматизированного информационного поиска

5. Студент в информационном пространстве

Университет как историко-культурный феномен. Университет как учебное заведение.

Особенности учебной и научной деятельности университета.

Университеты России в мировой образовательной системе.

5.1. Система учебной и научной работы и информационно-методическое обеспечение учебного процесса

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и учебный план.

Основные виды аудиторных учебных занятий. Лекции. Семинарские занятия. Практические занятия. Лабораторные работы. Деловые игры. Экскурсии.

Работа в аудитории. Слушание и запись лекций, вопросы лектору и т.п. Выступление на семинаре. Участие в дискуссиях. Выполнение заданий лабораторных и практических занятий.

Задания аудиторные и внеаудиторные. Консультации преподавателя по их выполнению.

Контроль знаний студентов в вузе. Промежуточный и итоговый контроль. Устная форма контроля знаний: коллоквиум, собеседование, зачет, экзамен. Письменная форма контроля знаний: блиц-контрольная, тест, рецензия, реферат, контрольная работа, доклад, курсовая работа и т.д. Нетрадиционные формы контроля знаний.

Курсовая работа как итоговая учебно-научная работа студента за год. Дипломная работа как итоговая квалификационная научная работа студента за период обучения в университете.

Дополнительные формы учебной и научной работы: исследовательские семинары, кружки, СНО, конференции, выставки, деловые игры и др.

5.2. Подготовка и выполнение самостоятельной учебно-научной работы

Самостоятельная внеаудиторная работа.

Использование учебной и научной литературы в учебном процессе. Работа с изданиями. Типология изданий.

Научные издания: монографии и их разновидности, авторефераты диссертаций, препринты, тезисы докладов и сообщений научных конференций, материалы конференций, сборники научных трудов, статьи, рецензии, рефераты, аннотации и др.

Научно-популярные издания.

Официальные и нормативные издания и их виды.

Учебные издания: пособия и их виды, учебники, учебные пособия и их виды, хрестоматии, учебно-методические пособия, учебные программы, практикумы и др.

Справочные издания: словари и их виды, энциклопедии и их виды, энциклопедические словари, языковые словари и их виды, справочники и их виды, каталоги и их виды, альбомы и их виды и др. Библиографические пособия.

Литературно-художественные издания и их виды.

Типы изданий по социальным и гуманитарным наукам. Публикации источников.

Система справочных и информационных изданий университета.

Приемы работы с изданиями по социальным и гуманитарным наукам. Конспектирование источников и литературы. Выписки. Рабочие картотеки. Работа с закладками. Особенности работы с изданиями на электронных носителях, интернет-изданиями.

Виды письменных учебно-научных работ в вузе. Реферат. Доклад. Курсовая работа. Дипломная работа.

Этапы выполнения письменной работы. Определение темы исследования. Актуальность проблемы и ее место в контексте исследовательской проблематики. Формулирование темы исследования. Учет интересов исследователя. Постановка исследовательской задачи. Выявление, отбор и изучение источников и литературы по теме исследования. Разработка предварительного плана и структуры исследования.

Изложение результатов исследования. Структура письменной работы. Введение и его подразделения: изложение актуальности исследовательской проблемы, определение объекта исследования, историографический анализ литературы по теме исследования, формулирование цели и задач исследования, анализ источников, описание структуры работы. Главы (разделы) исследования. Заключение. Формулирование основных выводов проведенного исследования. Перспективы дальнейших исследований по данной теме. Приложения. Характер и состав приложений.

Научно-справочный аппарат письменной работы. Титульный лист. Оглавление. Примечания и их виды в научных исследованиях. Список сокращений. Список источников и литературы, его структура и приемы составления. Вспомогательные указатели и их виды.

Оформление письменной работы. Написание текста. Работа с рукописью. Внесение добавлений, исправлений. Чтение и редактирование текста, корректура. Работа с компьютерным набором текста исследования. Окончательное оформление текста работы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

п/п

Перечень семестров, название разделов и тем

Общая трудоемкость

Количество часов аудиторных занятий

Сам. раб.

К.р.

Всего

Лек.

Сем.

Пр.

Лаб.

1 курс

Введение. Информация и общество. Этапы информатизации общества

Универсум информации: информационные процессы и ресурсы, современное информационное пространство и его институты

Библиография и средства информационного поиска

Эвристические стратегии информационного поиска

Студент-экономист в современном учебно-информационном пространстве. Подготовка и оформление научных работ

ИТОГО

  1. Тематический план
  1. Темы лабораторных работ
  1. Универсум информации:
    • информационные процессы;
    • информационные ресурсы;
    • современное информационное пространство и его институты;
  2. Библиографическая константа универсума информации:
  • библиографическая информация и формы ее существования;
  • справочно-библиографический аппарат библиотеки как система традиционных и электронных пособий;
  • библиографические ресурсы Интернета.
  1. Эвристические стратегии информационного поиска:
  • Поиск библиографический, документальный и фактографический;
  • Этапы информационного поиска;
  • Интернет-поисковые системы. Метапоисковые системы. Особенности поиска информации.
  1. Информационное пространство университета:
  • Система учебной и научной работы и информационно-методическое обеспечение учебного процесса;
  • Способы подготовки и выполнения самостоятельной учебно-научной работы.

  1. Темы контрольных работ
  1. Наука. Научное и обыденное знание.
  2. Понятие информации. Научная информация.
  3. Информация о документе и ее особенности.
  4. Поиск библиографической информации. Виды поиска.
  5. Определение библиографии. Библиография как общественное явление.
  6. Библиографическая запись и ее элементы.
  7. Определение библиографического описания. Его функции.
  8. Библиографическое пособие. Типы библиографических пособий.
  9. Виды библиографических пособий.
  10. Виды библиографии по целевому назначению.
  11. Система каталогов библиотеки.
  12. ГСНТИ. Структура, функции, основные центры.
  13. Российская книжная палата и система ее изданий.
  14. Институт научной информации по общественным наукам РАН и его издания.
  15. Система текущих библиографических пособий по социальным и гуманитарным наукам.
  16. Каталоги и картотеки РГИБ.
  17. Каталоги и картотеки Библиотеки РГГУ.
  18. Каталоги и картотеки Библиотеки РГГУ (ИАИ).
  19. Система справочных и информационных изданий РГГУ.
  20. Основные этапы истории книги.
  21. Основные элементы структуры книги.
  22. Основные элементы состава научного издания.
  23. Типы издательской продукции.
  24. Российская государственная библиотека и ее библиографическая деятельность.
  25. Российская национальная библиотека и ее библиографическая деятельность.
  26. Российская государственная историческая библиотека и ее библиографическая деятельность.
  27. Элементы научно-справочного аппарата научного исследования.

    1. Вопросы к зачету
  1. Понятие информации.
  2. Этапы информатизации общества.
  3. Исследования феномена информации .
  4. Структура универсума информации.
  5. Социальная информация и ее особенности.
  6. Понятие и особенности научной информации.
  7. Научная информация и научные знания.
  8. Документ как форма представления информации.
  9. Современное информационное пространство и его институты.
  10. Типология издательской продукции.
  11. Структура документа (книги), его внутренние и внешние элементы.
  12. Структура научного издания.
  13. Научно-справочный аппарат к тексту документа: состав и особенности.
  14. Формы представления научной информации.
  15. Определение библиографии. Основные понятия.
  16. Библиографическая информация и ее формы.
  17. Библиографическое описание и его виды.
  18. Типы библиографических пособий.
  19. Виды библиографических пособий: особенности классификации.
  20. Государственная система научно-технической информации и ее структура.
  21. Российская книжная палата, ее деятельность. Издания РКП.
  22. Всероссийский институт научной и технической информации РАН, его деятельность. Издания ВИНИТИ РАН.
  23. Институт научной информации по общественным наукам РАН, его деятельность. Издания ИНИОН РАН.
  24. . Система ресурсов библиографической информации.
  25. Российская государственная библиотека и ее библиографическая деятельность. Электронные каталоги РГБ.
  26. Российская национальная библиотека и ее библиографическая деятельность. Электронные каталоги РНБ.
  27. Государственная публичная историческая библиотека России и ее библиографическая деятельность.
  28. Библиотека РГГУ. Состав фондов, каталоги и картотеки. Библиографическая деятельность.
  29. Фундаментальные библиографические пособия по социальным и гуманитарным наукам. Характеристика отдельных указателей .
  30. Библиографические ресурсы Интернета.
  31. Информационный поиск и его виды.
  32. Этапы информационного поиска .
  33. Этапы информационного поиска.
  34. Особенности автоматизированного информационного поиска.
  35. Основные виды учебной и научной работы.

    1. Список литературы

Обязательная литература:

  1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1-84, 7.16-79, 7.18-79, 7.34-81, 7.40-82; Введ. 01.07.2004. М.: Изд-во стандартов, 2006. 48 с.
  2. Захарчук Т.В., Зусьман О.М. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности, С-Пб: Профессия, 2006.
  3. Казаков Р.Б. Оформление письменных работ: Методические указания. 2-е издание, исправленное, М.:2006.

Дополнительная литература:

  1. ГОСТ 7.0-99. СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения. Введ. 01.07.2000. Взамен ГОСТ 7.0-84, 7.26-80. Минск, 1999. IV, 23 с.
  2. ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. ИПК Издательство стандартов, 2002.
  3. ГОСТ 7.27-80. Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения. Введ. 01.01.82. М., 1983. 12 с.
  4. ГОСТ 7.32-2001. СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления. Введ. 01.07.2002. Взамен ГОСТ 7.32-91. Минск, 2001. 16 с.
  1. Бахтурина Т.А. и др.Библиографическое описание электронных ресурсов: Метод. Рекомендации Отв. ред. Н.Н. Каспарова; Рос. гос. б-ка. Межрегион. комис. по каталогизации. М.: Пашков дом, 2002. 56 с.
  2. ББК. Рабочие таблицы для массовых библиотек. М.: Либрея, 2002.
  3. Берков П.Н. Библиографическая эвристика: К теории и методике библиографических разысканий. М.: Всесоюз. кн. палата, 1960. 173 с.
  4. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Стандарты по издательскому делу: Сборник документов Изд. 3-е,М.: Экономистъ, 2004 г.
  5. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Минск: Амалфея, 1998. 272 с. Библиогр.: с. 180-186.
  6. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: Ред.-издат. оформ. изд. 2-е изд., испр. и доп. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 800 с.: ил., табл.
  7. Назаровская Т.И. Библиографическое описание составной части документа, Б-ка АН. СПб.: Наука, 1992. 87 с.
  8. Простоволосова Л.Н. Историческая библиография: Программа курса, Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1994. 9 с.
  9. Составление библиографического описания: Краткие правила / Междувед. каталог. комис. при Гос. б-ке им. В.И. Ленина; Редкол.: О.И. Бабкина и др. 2-е изд., доп. М., 1991. 224 с
  10. Сукиасян Э.Р. Библиотечные каталоги: Метод. материалы. М.: ИПО Профиздат, 2002. 191 с.
  11. Хавкина Л.Б. Таблица авторских знаков. М.: 1992
  12. Черный А.И., Введение в теорию информационного поиска, М., 1975

Интернет-ресурсы основных информационных центров

  1. Всероссийский Институт Научной и Технической Информации [Электронный ресурс] / ВИНИТИ. Электрон. дан. М., 1998-2002. Режим доступа: http://www.viniti.ru , свободный.
  2. Институт научной информации по общественным наукам [Электронный ресурс] / ИНИОН РАН. Электрон. дан. М., 1999-2002. Режим доступа: http://www.inion.ru/index.htm , свободный.
  3. Российская Книжная Палата [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2003. Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/ , свободный.
  4. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Дизайн ЗАО «Интернет». Электрон. дан. М., 2000. Режим доступа: http://www.rsl.ru , свободный.
  5. Российская Национальная Библиотека [Электронный ресурс] / The National Library of Russia. Электрон. дан. СПб., 2000-2003. Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101 /, свободный.
  6. Библиотека Российской Академии Наук [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., б. д. Режим доступа: http://www.ban.ru/ , свободный.
  7. Государственная публичная научно-техническая библиотека России [Электронный ресурс] / ГПНТБ России. Электрон. дан. М., 1995-2004. Режим доступа: http://www.gpntb.ru/ , свободный.
  8. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино [Электронный ресурс] / ВГБИЛ. Электрон. дан. М., 2004. Режим доступа: http://www.libfl.ru/ , свободный.
  9. Государственная Публичная Историческая Библиотека [Электронный ресурс] / Программирование и дизайн: АО КОДИС. Электрон. дан. М., б. д. Режим доступа: http://www.shpl.ru/index.phtml , свободный.
  10. Научная библиотека [Российского государственного гуманитарного университета] [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М.], 2001-2004. Режим доступа: http://liber.rsuh.ru , свободный.

Заказать написание уникльной работы
Loading...Loading...